МАТКРЕАТИВ.RU Сайт учителя математики
Рычковой О.В.
21 июля 2015

Теоретическая база по использованию задач открытого типа в образовательном процессе.

«Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле».

Р. Бах

Теоретическая база по использованию открытых задач строится на следующих понятиях и идеях:

  • основ ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер);
  • основ НФТМ-ТРИЗ (М. М. Зиновкина);
  • открытой задачи (А. А. Гин);
  • систем творческих заданий  (П. М. Горев, В. В. Утёмов);
  • обучения поиску новых идей и самостоятельного составления заданий (М. Ю. Шуба);
  • интеллектуального и творческого потенциала человека (С. С. Бакулевская);
  • методики креатив-боев (А. Ф. Кавтрев)

 

altshuller-genrikh-saulovich_0.jpgАльтшуллер Генрих Саулович
автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач – теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС, а, в конечном счете, созданию теории сильного мышления, Г.С. Альтшуллер посвятил свою жизнь – около 50 лет. Помимо книг им написаны десятки статей по теории решения изобретательских задач.  Некоторые книги и многие статьи переведены на иностранные языки.

Альтов Г. И тут появился изобретатель. – М.: Дет. лит-ра. – 1984 (1-е изд.); 1987 (2-е изд); 1989 (3-е изд., перераб. и доп.); 2000 (4-е изд.).

Альтшуллеp Г. С.  Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий. – 1969 (1-е изд.); 1973 (2-е изд.).

Альтшуллеp Г. С. Hайти идею. – Hовосибиpск: Hаука, 1986 (1-е изд.); 1991 (2-е изд.); Петрозаводск: Скандинавия, 2003 (3-е изд., доп.).

Альтшуллеp Г. С. Основы изобретательства. – Воронеж: Центрально-Черноземное изд-во. – 1964.

Альтшуллеp Г. С. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979.

Альтшуллеp Г. С., Злотин Б. Л. и др. Профессия – поиск нового. – Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1985.

Альтшуллеp Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. – Петрозаводск: Карелия, 1980.

Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Тамбовское кн. изд-во. – 1961.

Альтшуллер Г. С. Десять процентов приключений. – Тамбов: Тамбовское книжное издательство. – 1963.

Альтшуллер Г. С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. –  Минск: Беларусь, 1994.

Альтшуллер Г. С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. – Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). – Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1989;

Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. – 1956. – № 6.

 

Зиновкина Милослава Михайловна –
доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования России, руководитель ИЦС «Ресурс» Московской городской организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, профессор кафедры «Профессиональная педагогика и креативное образование» ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», академик Академии профессионального образования, мастер ТРИЗ (сертифицирована лично автором ТРИЗ Г. С. Альтшуллером), научный руководитель Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества МГИУ, обладатель диплома «Европейский преподаватель» (ING-PAED IGIP Ru № 115 Klagenfurt 9 03 2000).

Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа: Пособие для учителей. – М.: Приоритет-МВ, 2002. – 48 с.

Зиновкина М. М. Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка творческих решений: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2001. – 184 с.

Зиновкина М. М. Поиграем весело и забавно: Пособие для репетитора-воспитателя дошкольника: Комплект из 14 книг. – М.; Ганновер: ICS “Resurs”, 2010. – 115 с.

Зиновкина М. М., Гареев Р. Т. Психологическая инерция и ее преодоление: Модульно-кодовое учебное пособие для использования в мобильной системе обучения КИП-М к циклу курсов по бесконфликтной адаптации и саморазвитию личности (режим «Обучение»). – М.: МГИУ, 2005. – 68 с.

Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Андреев С. П. Психология творчества: Развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ (РТВ и Ф – ТРИЗ): Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2004. – 364 с.

Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Инновационные методы в системе многоуровнего непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 109 с.

Зиновкина М. М., Подкатилин А. В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 1997. – 174 с.

 

Горев Павел Михайлович –
кандидат педагогических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания, член-корреспондент Международной академии образования, член ИЦС «Ресурс» Московской городской организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, доцент кафедры фундаментальной и компьютерной математики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», заведующий кафедрой креативной педагогики АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», главный редактор научно-методического журнала «Концепт», журнала «Образовательные проекты “Совёнок” для младших школьников», разработчик и организатор образовательных курсов «Совёнок», олимпиад «Совёнок», «Прорыв» и лагерей актива «Прорыв».

 

http://e-koncept.ru/author/2/?photoУтёмов Вячеслав Викторович –
кандидат педагогических наук, сертифицированный специалист ТРИЗ, член-корреспондент Международной академии образования, член ОО «НФТМ-ТРИЗ Московского государственного индустриального университета», член ИЦС «Ресурс» Московской городской организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», директор АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», разработчик и организатор образовательных курсов «Совёнок», олимпиад «Совёнок», «Прорыв» и лагерей актива «Прорыв».

Горев П. М., Утёмов В. В. Волшебные сны Совёнка: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – 138 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Летнее расследование Совёнка: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «О-Краткое», 2014. – 136 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Летние открытия Совёнка: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 144 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 112 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Полёт к горизонтам творчества: Учебное пособие. – Киров: Изд-во «О-Краткое», 2012. – 112 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Путешествие в Страну творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – 144 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Творческие прогулки под звёздами: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 123 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Упрощенный алгоритм решения творческих задач: Учебное пособие. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2014. – 64 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Формула творчества: Решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совёнок»: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 288 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Школа Совёнка: На пути к творческому мышлению: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 114 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Экспедиция в мир творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2013. – 128 с.

Горев П. М., Утёмов В. В. Учимся вместе с Совёнком: Эвристические методы мышления и активизации творчества: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. – 104 с.

Горев П. М., Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Летнее путешествие с Совёнком: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 174 с.

 Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Методы конструирования новых идей: Учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 94 с.

Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: Решая задачи открытого типа: Монография. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 186 с.

Утёмов В. В. ТРИЗ-педагогика: Использование элементов ТРИЗ в обучении школьников математике. ­– Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.

Утёмов В. В., Горев П. М. Педагогика + ТРИЗ: курс научного творчества: Монография. – Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014. – 211 с.

Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.

 

28.jpgШуба Михаил Юрьевич
учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Вязники. Имеет высшее педагогическое и высшее психологическое образование. С 1989 года преподает в профильных физико-математических классах по собственной авторской программе. В 1991 году Михаил Юрьевич победил в районном и стал лауреатом областного конкурса «Учитель года. В 1994 году Михаилу Юрьевичу Указом Президента Российской Федерации присвоено звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации».  С 1997 года Михаил Юрьевич – постоянный докладчик Международных педагогических чтений, посвященных памяти И. Лернера.

Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике. – М.: Просвещение, 1994.

Шуба М. Ю. Игра с объектами как альтернатива решению задач // Дидактика в предчувствии III тысячелетия: Материалы педагогических чтений памяти И. Я. Лернера, 27–28 марта 2000 г. – Владимир, 2000. – С. 124–130.

Шуба М. Ю. Поиск идей как основа профильного изучения математики // Теоретические и прикладные аспекты современной дидактики: Материалы педагогических чтений памяти И. Я. Лернера, 26–27 марта 1997 г. – Владимир, 1997. – С. 146–152.

Шуба М. Ю. Составление задач как завершающий этап процесса поиска учебно-математических идей учащимися //Дидактика XXI века: связь традиций и инноваций: Материалы педагогических чтений памяти И. Я. Лернера, 12–13 мая 2004 г. – Владимир, 2004. – С. 79–84.

Шуба  М. Ю.  Феноменология в преподавании математики // Феноменология образования: вопросы теории и практики (опыт сотрудничества). – Владимир: ВГПУ, 1999. – С. 89–93.

Шуба М.  Ю. Изобретательские приемы – инструменты творчества учителя и ученика // Академический вестник Владимирского областного института усовершенствования учителей. Научно-педагогический ежегодник. – Владимир, 2004. – С. 56–61.

Шуба М. Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. – М.: Просвещение, 2012. – 218 с.

 

gin-smile.jpgГин Анатолий Александрович
консультант-эксперт по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), руководитель международной Лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель», генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи», вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ по вопросам образования. Провел около 100 семинаров для студентов, учителей, психологов, преподавателей вузов, инженеров и предпринимателей в странах СНГ, Латвии, Польше, Франции, Китае, Южной Корее. Работы переведены на многие языки (белорусский, украинский, чешский, польский, французский, испанский, английский, китайский, корейский...).

Гин А. А. Приемы педагогической техники. – Вита-Пресс, 2009. – 112 с.

Гин А. А. Задачи-сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 80 с.

Гин А. А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 80 с.

Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 216 с.

Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Как не стать добычей / Серия «Библиотека Мир 2.0». Кн. 3. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 160 с.

Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Хищники нападают / Серия «Библиотека Мир 2.0». Кн. 2. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 176 с.

Гин А. А., Кавтрев А. Ф. Объяснить необъяснимое / Серия «Библиотека Мир 2.0». Кн. 1. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 176 с.

 

kavtrev.jpgКавтрев Александр Фёдорович
кандидат физико-математических наук, Соросовский учитель, изобретатель СССР. Заведующий Лабораторией методики использования информационных технологий в преподавании предметов естественнонаучного цикла Центра информационной культуры г. Санкт-Петербурга. Член редколлегии журнала «Компьютерные инструменты в образовании». Действующий преподаватель физики. Автор 20 статей по педагогике в журналах и сборниках статей. Автор брошюры: «Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». Соавтор мультимедийного компьютерного курса «Открытая физика 2.0», ООО «Физикон», г. Москва. Автор программы курса повышения квалификации для учителей физики средней школы: «Методические аспекты преподавания физики с использованием информационных технологий». Методист Федерации Интернет-образования. Участник Российско-Голландского проекта «Didactics», а также федерального Российского проекта, посвященных разработке методик обучения учителей и студентов педагогических университетов. 

Кавтрев А. Ф. Информационные технологии в преподавании физики. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 75 с.

Кавтрев А. Ф., Хаздан И. Б. Сборник вопросов и задач по физике. 9–11 класс. – Вита-Пресс, 2005. – 288 с.

 

18540a9d5158d952bafbe0e3.jpgБакулевская Светлана Сергеевна
доцент кафедры информатики ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», кандидат педагогических наук. Область интересов: теория и методика обучения информатике, разработка образовательных ресурсов, содержание образования.

Бакулевская С. С. Содержание курса «Компьютерная графика» как средство углубления профессиональных знаний, умений и навыков студентов, обучающихся по специальности «Информатика» // Вестник Коломенского государственного педагогического института. Научно-методический журнал. Математические и естественные науки. – 2008. – № 1(5).

Бакулевская С. С. Подготовка будущего учителя информатики в области web-технологий // Всероссийский съезд учителей информатики. Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 24–26 марта 2011. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 24–25.

Бакулевская С. С. Формирование специальных компетенций будущих учителей информатики // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Одиннадцатой открытой Всероссийской конференции, 16–17 мая 2013 года. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. – С. 317–318.

Бакулевская С. С. Подготовка будущих учителей информатики к созданию, формированию и администрированию электронных образовательных ресурсов // Применение инновационных технологий в образовании: материалы XXIV Международной конференции, 26–27 июня 2013 года, Троицк-Москва. – Троицк: Тровант, 2013. – С. 20–23.

Контакты | Прямая связь | Документы | Фотоальбом | Гостевая книга | Все отзывы Карта сайта | RSS
Математический креатив - сайт учителя математики Рычковой О.В. – учителя математики высшей квалификационной категории муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Кобра Нагорского района Кировской области.

© 2011-2017 Все материалы сайта http://matcreative.ru и их содержание являются собственностью Рычковой Ольги Валерьевны (кроме случаев, когда указано другое авторство) и охраняются законодательством Российской Федерации о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в том числе – об авторском праве и правах, смежных с авторскими).

Правила использования материалами сайта «МатКреатив»
Рейтинг@Mail.ru