МАТКРЕАТИВ.RU Сайт учителя математики
Рычковой О.В.
16 июля 2015

Модель креативного урока математики.

При построении модели развивающего урока в качестве основы была использована структура креативного урока, предложенная в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач М. М. Зиновкиной (НФТМ-ТРИЗ). Структура урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям развивающего образования в целом.

Зиновкина Милослава Михайловна - доктор педагогических наук, профессор кафедры "Профессиональная педагогика и креативное образование" ФГБОУ ВПО "Московский государственный индустриальный университет", академик Академии профессионального образования, мастер ТРИЗ, научный руководитель Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества МГИУ, обладатель диплома "Европейский преподаватель".

В системе НФТМ-ТРИЗ предлагается структура спаренного креативного урока. Классно-урочная система, действующая в образовательных учреждениях, отсутствие в основной школе спаренных уроков математики и специфика математического образования привели нас к необходимости модернизации структуры креативного урока. Опыт показывает, что наиболее эффективным для формирования универсальных учебных действий оказался вариант креативного моно-урока математики, построенный по схеме, представленной на рисунке.

Мотивация представляет собой специально отобранную систему интересных фактов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления, или, как его называют, «эффект чуда».
Мотивация реализуется в процессе урока в виде объектов, поражающих воображение ребенка загадочностью, тайной, неожиданной красотой решения. Это могут быть необычные предметы, различные фокусы, остроумные игрушки и т. п.

Содержательный блок соединяет программный материал учебного предмета (математики) с системой заданий, направленных на развитие дивергентного, логического мышления, творческих способностей учащихся, способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической и технической грамотности.
Следует учитывать, что для хороших достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность.
Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми.
Возможности должны включать опыты, располагающие ребенка быть интеллектуально активным и заинтересованным в самостоятельном решении собственных проблем, в восприятии всего лучшего в окружающих, в восприятии себя как человека компетентного и уверенного. Именно на развитие данных качеств направлены содержание и методы организации обучения.

Психологическая разгрузка. Психологические и физиологические исследования показывают тесную связь между напряженной умственной и эмоциональной нагрузкой и напряжением скелетной мускулатуры, вегетативными сдвигами. Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств. Поэтому обязательным блоком на уроке является психологическая разгрузка, которая реализуется через:

  • упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга (важно развивать равные возможности левой и правой руки, это благотворно влияет на развитие памяти, мышления и речи),
  • психорегулирующие упражнения и аутотренинг,
  • систему подвижно-эмоциональных игр, театрализацию и др. (расслабляются соответствующие группы мышц и осуществляется релаксация за счет положительных эмоций, что служит хорошей эмоциональной разгрузкой для ребенка).

Следующий блок представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в которых реализована оригинальная идея. Это своеобразный тренинг учащегося по преодолению инерции мышления, развитию смекалки и созданию всплеска положительных эмоций в результате её решения, появление уверенности в своих творческих возможностях. Решение головоломки требует от ученика нетрадиционного поворота мысли. Происходит развитие парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения. Система головоломок пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес ребенка к исследовательской деятельности и интеллектуальную активность.
В решении головоломок удовлетворяется и извечная человеческая потребность в игре. Игра превращается в своеобразную подготовку к творческой деятельности, обеспечивая развитие креативных качеств личности школьника.
Не менее важна еще одна основная (мотивационная) функция системы головоломок - их способность побуждать интерес учащихся к изучаемому материалу.
На этом же этапе проводится интеллектуальная разминка, которая также обеспечивает мотивацию учащихся и включает их в творческую деятельность. Система творческих заданий интеллектуальной разминки содержит задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений.
Это в основном задания:

  • на выдвижение гипотез (они заставляют учащегося задумываться о причинах и последствиях событий);
  • необычное использование объектов (такие задания развивают в ребенке способность уходить от тривиальных ответов, т. е. преодолевать ригидность);
  • нахождение закономерностей (эти задания развивают логику мышления, способность к обобщению);
  • поиск выхода из невероятных (фантастических) ситуаций (эти задания развивают в ребенке способность к эмпатии и смелость).

Главная функция интеллектуальной разминки состоит в подготовке к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации.

Резюме обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока. На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и выясняет мнение учеников об уроке. Такая оценка урока позволяет учителю внести необходимые коррективы в содержание урока и методику его проведения.

Важность интеллектуальной активности ребенка и усилий по регуляции собственной активности отмечается как главное условие пробуждения и роста способностей.
Развитие способностей к самоуправлению и творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия в школьном возрасте проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую надо решать, и как оценка своих ресурсов: могу ли я данную задачу решить.
В данном компоненте урока предусмотрены развитие навыков качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности; рецензирование; дискутирование; индивидуальное и коллективное планирование знаний; исключение "неработающих" средств; проверка достижения целей.

Именно такая структура урока позволяет на каждом его этапе формировать не только предметные знания и умения, но и в совместной творческой деятельности обеспечивать достижения учащимися личностных и метапредметных результатов.

Использованы материалы:

Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М.
Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО "Межрегиональный ЦИТО", 2013. - 212 с.

 

Контакты | Прямая связь | Документы | Фотоальбом | Гостевая книга | Все отзывы Карта сайта | RSS
Математический креатив - сайт учителя математики Рычковой О.В. – учителя математики высшей квалификационной категории муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Кобра Нагорского района Кировской области.

© 2011-2017 Все материалы сайта http://matcreative.ru и их содержание являются собственностью Рычковой Ольги Валерьевны (кроме случаев, когда указано другое авторство) и охраняются законодательством Российской Федерации о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в том числе – об авторском праве и правах, смежных с авторскими).

Правила использования материалами сайта «МатКреатив»
Рейтинг@Mail.ru