МАТКРЕАТИВ.RU Сайт учителя математики
Рычковой О.В.
13 мар 2015

Использование интеграции математики со школьными предметами как способ формирования метапредметных результатов обучения.

Использование интеграции математики со школьными предметами как способ формирования метапредметных результатов обучения

Рычкова О. В.,
учитель математики
МКОУ СОШ п. Кобра
Нагорского  района
Кировской области

Аннотация: Процессы модернизации образования определяют направления профессионального развития учителя, среди которых освоение метапредметного подхода. Представляю интеграцию школьных предметов как инновационную форму работы в обучении, как способ формирования метапредметных навыков. Привожу примеры нетрадиционных форм организации образовательного процесса, практического применения изучаемого материала.

 

Процессы модернизации российского образования, конечной целью которых является повышение качества образовательных услуг, задают новые направления профессиональной самореализации современного педагога, среди которых  освоение метапредметного подхода в содержании образования,  интеграция предметного обучения и духовного воспитания учащихся. Современная система образования направлена на формирование  интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

В своей педагогической деятельности я использую идеи интеграции, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира. Это особенно важно для преподавания математики, методы которой используются во многих областях знаний и человеческой деятельности.

С учетом этого мною разработана система интегрированных уроков и внеклассных занятий (авторское соединение содержания разных школьных предметов), на которых я использую разные  педагогические технологии, а также предлагаю способы практического применения знаний, формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Важное место в качественном проведении таких уроков играет “постановка” сценария. В него входят три составляющие: деятельность учителя, форма организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем, деятельность учащихся по выполнению учебных заданий. Урок должен иметь четко сформулированные учебные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний из других областей. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

 Эта система работы положена в основу достижения всех видов результатов обучения и позволяет показать ученикам, насколько удивительна, заманчива и всесильна наука математика,  какое широкое практическое применение она имеет.

«Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты…»
П. Л. Чебышев

Выпускники основной школы проходят государственную (итоговую) аттестацию по математике в новой форме. Одна из частей экзаменационной работы называется «Реальная математика». Это задания, формулировки которых содержат практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту.

Задачи – это математика в реальной жизни. Собственно, к решению реальных задач и должен сводиться смысл изучения математики. К сожалению, школьная математика часто бывает оторвана от реальной жизни, многие школьники не всегда понимают, как можно применить математические знания в быту.

Поскольку задачи – кусочки жизни, то главный смысл работы с ними  - представить задачу, увидеть, понять как процесс. Решение второстепенно. Решение - естественный результат правильного видения процесса. Так должно быть. В реалии большой объем программного материала,  а, значит, и быстрый темп его изучения, наоборот, смыслом изучения математики делает запоминание алгоритмов, заставляет детей забывать о ситуации, описанной в задаче.  Поиск правильного ответа с целью получения хорошей отметки выводит решение задачи на первое место, а не пополняет опыт ученика универсальными действиями. Возможно, поэтому ученики в дальнейшем не могут сопоставить условие задачи с бытовой проблемой и найти способ ее решения.

Ученик неохотно изучает конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит задачи, которые ему приходится встречать в повседневной жизни.

Для убедительности существования проблемы приведу несколько примеров. На протяжении всех лет обучения в школе в текстовых задачах дети встречают разные единицы измерения величин: метры, тонны, километры в час, гектары и так далее. При этом многие выпускники не представляют территорию в один или несколько гектаров (аров, соток), решив за 11 школьных лет немало задач, в содержании которых эти единицы измерения встречались. Так всегда ли математика на наших уроках является реальной? Гарантируем ли мы, учителя, что сформируем у ребенка представление о целостности мира, умение переносить способы действий с одних объектов на другие?

Осмыслив данное противоречие, предлагаю детям экскурсию, в ходе которой выполняем следующие задания:

  1. По дороге замеряем время прохождения трех километровых участков с разным рельефом и вычисляем среднюю скорость пешехода.
  2. На открытом участке замеряем квадрат со стороной сначала10 метров, затем – со стороной 100 метров, получая, таким образом, представление о площади в один ар, один гектар.
  3. Определяем площадь небольшого поля в гектарах, площадь огорода у одного из домов в сотках.

Проанализируем одно задание раздела «реальная математика», опубликованных на сайте ФИПИ, для подготовки девятиклассников к Г(И)А по математике,

Задание. На рисунке изображён колодец «журавль». Короткое плечо имеет длину 2 метра, а длинное плечо – 4 метра. На сколько метров опустится ведро, когда конец короткого плеча поднимется на 1,5 метра?

Решение. Большое плечо в два раза больше маленького. Следовательно,  конец большего плеча опускается на вдвое большую высоту, чем поднимается конец меньшего, то есть на 3 метра.

«Сухое» решение, а где же реальная жизнь?  Что такое колодец «журавль», какова его история? И снова выручает «математический» поход. Находим в деревне Щучкино сохранившийся «журавль» и видим, что бревно вовсе не цилиндрическое, что необязательно выдерживать соотношение «плечей» так, как предложено в задаче, что в таких колодцах могли использовать груз на конце короткого «плеча».

После похода выяснили историю колодца с привлечением краеведческого материала, узнали, что конструкция применяется и в наши дни, конечно, в более современном дизайне.

Таким образом,  не очень интересное решение исходной задачи развернули в мини - исследование.

Совместно с учителем химии провожу  двухчасовой интегрированный урок в 8 классе по теме «Концентрация растворов», где задачи по данной теме решаются двумя способами: используя язык и формулы химии и с помощью математических рассуждений. Следующий после этого урок  математики провожу в кабинете домоводства. На этом уроке  мы с детьми готовим сахарные сиропы и соленые рассолы заданной концентрации, которые используются при консервировании овощей и фруктов на зиму.  В заключительной части урока в качестве его результата  закатываем  «на зиму» компот из яблок.

Тема «Географические координаты» одна из самых трудных в курсе географии 6 класса. Я практикую следующий способ изучения этого материала. На занятиях математического кружка рассматриваю тему «Координаты», где ввожу понятие, рассказываю о различных видах координат: декартовых, полярных и, как об одном из видов координат, географических координатах. Целостное представление о координатах позволяют всем учащимся освоить данный материал. Дети определяют по карте и атласу координаты географического объекта и, наоборот, находят географический объект по заданным координатам. При изучении темы в курсе географии после такого предварительного знакомства ученики не испытывают трудностей. Это позволяет исключить ситуацию неуспеха для ученика. Положительный результат такой работы учителя математики признан учителем другого предмета: учителем географии.

Согласно новому образовательному стандарту основного общего образования в примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими материала и приобретение практических навыков. Учитель должен развивать у ученика способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни. Комплексный анализ математической задачи, полное осознание учеником текста задачи позволит учителю в большей степени достичь как метапредметных результатов обучения, так и внутренних позитивных личностных изменений учеников.

Описанные выше примеры организации образовательной деятельности позволяют мне формировать у детей:

  1. умение определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
  2. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  3. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Интеграция учебного материала с окружающей действительностью способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

Таким образом, пытаюсь раскрыть сущность интеграции как инновационной формы работы в обучении, как способ формирования метапредметных навыков. Более целостное, осознанное восприятие теоретических знаний, а также умение применять их на практике (в жизни) учащиеся демонстрируют на конкурсах и конференциях.

Интеграция школьных предметов между собой, интеграция их с искусством, со всеми сторонами жизни даёт возможность гармонично развиваться личности.

 

Использованные Интернет – ресурсы:
http://ourconstruction.ru/category/cottages (фотография современного колодца-журавля)

Контакты | Прямая связь | Документы | Фотоальбом | Гостевая книга | Все отзывы Карта сайта | RSS
Математический креатив - сайт учителя математики Рычковой О.В. – учителя математики высшей квалификационной категории муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Кобра Нагорского района Кировской области.

© 2011-2017 Все материалы сайта http://matcreative.ru и их содержание являются собственностью Рычковой Ольги Валерьевны (кроме случаев, когда указано другое авторство) и охраняются законодательством Российской Федерации о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в том числе – об авторском праве и правах, смежных с авторскими).

Правила использования материалами сайта «МатКреатив»
Рейтинг@Mail.ru