МАТКРЕАТИВ.RU Сайт учителя математики
Рычковой О.В.
27 мая 2015

Информационная карта опыта.

Рычкова Ольга Валерьевна

Учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Кобра Нагорского района Кировской области

613257 Кировская область, Нагорский район, п. Кобра, ул. Школьная, д.13, т. (883349) 7-22-38, электронная почта [email protected]

Должность учитель математики

Стаж работы 17 лет

Тема инновационного педагогического опыта

Достижение метапредметных результатов обучения средствами открытых задач на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Источник изменений

Нормативные документы федерального уровня (ФГОС, Концепция развития математического образования в РФ).  Возникло противоречие между четко определенными в документах результатами обучения и отсутствием детальной методики формирования и оценки УУД школьников.

Идея изменений

Одним из способов разрешения возникшего противоречия является изменение структуры и содержания урока, с целью усиления его развивающего эффекта и достижения метапредметных результатов обучения.

Концепция изменений

Актуальность

Сегодня недостаточно быть развитым только интеллектуально. Человек должен уметь действовать в нестандартной ситуации, быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности, вести конструктивный диалог. Много лет Россия принимала участие в международном измерении качества образования PISA. Низкая результативность российских школьников часто объясняется, нетипичностью предложенных им заданий. Российским школьникам не достает умений, которые в ФГОС именуются метапредметными.

Новизна

Использование на уроках математики и во внеурочной деятельности задач открытого типа.

Ожидания

1. Школьники знакомы с общими методами научного творчества.

2. Ученики умеют применять изученные понятия, методы и результаты для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

3. Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий учеников.

4. Развитие мышления и творческого потенциала учащихся.

Затруднения в реализации, риски.

Недостаточное количество задач открытого типа для изучения  содержания предмета «математика».

Условия реализации изменений

1) Организация процесса обучения на основе активной познавательной и творческой деятельности учащихся.

2) Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей учеников.

Результат изменений

Выбранная структура развивающего урока и включение в его содержание открытых задач позволяют на основе метапредметного подхода (передача ученикам способов работы со знанием) организовать метапредметную деятельность (деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием и связана с жизненными ситуациями) для достижения метапредметных результатов (освоенные учениками обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях).

Представленная система работы позволяет улучшить результаты освоения учениками программного материала (ежегодно обученность превышает среднеобластной показатель, результат ОГЭ в 2014 году также выше среднеобластного). Формируется исследовательский тип мышления. Ученики занимаются проектной деятельностью, используя математический аппарат для реализации социально – значимых проектов, имеющих практическую направленность. Коллективный проект «Перепись школьного населения» был отмечен дипломом 2 степени на VI Межрегиональной конференции «С наукой в будущее» на секции «социология» (2015 г.). Используя методы научного творчества, ученики пробуют смотреть на будущее общества как на открытую задачу. Пять учеников награждены дипломами Всероссийского конкурса форсайтов «Твой Форсайт 2014» за творческий подход в решении изобретательских задач по методике «ТРИЗ».

Публикации

1) Рычкова О. В. Использование интеграции математики со школьными предметами как способ формирования метапредметных результатов обучения  [Текст] /О. В. Рычкова // Вестник гражданско – правового и экономического образования. Информационно – методический сборник. Выпуск № 5  , Департамент образования Кировской области, КОГОАУ «Кировский экономико – правовой лицей», АНОДО «Центр гражданско – правового и экономического образования». - Киров, 2014. - С.45-47.

2) Рычкова, О. В. Технологическая карта занятия «Геодезические линии» [Текст] / О. В. Рычкова // Урок математики в основной школе: традиции и новые требования к математическому образованию в условиях реализации ФГОС ООО: сборник материалов межрегиональной научно - практической конференции 11ноября 2015 г.- Киров , 2014 г. - С.131-138. - ISBN 978-5-91061-412-7.

3) Мастер – класс  «Учимся мыслить смело!» с видеозаписью размещен на моем персональном сайте

http://matcreative.ru/master-klass-uchimsya-myslit-smelo

4) Программа элективного курса «Как решать задачу, когда не знаешь как» размещена на моем персональном сайте http://matcreative.ru/programma-elektivnogo-kursa-kak-reshat-zadachi

Описание инновационного опыта учителя

Структура урока должна соответствовать современным требованиям к нему (приложение 1). При построении модели развивающего урока в качестве основы использую систему непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач М. М. Зиновкиной (НФТМ-ТРИЗ), которая максимально учитывает указанные выше требования к уроку. Структура урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям развивающего образования в целом (приложение 2). Важнейшим элементом структуры учебной деятельности является учебная задача, решая которую ученик выполняет определенные действия и операции. В рамках выбранной модели урока для формирования УУД,  развития креативных качеств ученика использую задачи открытого типа (приложение 3). Такой подход позволяет формировать у ученика на каждом этапе урока универсальные учебные действия. Использование открытых задач на уроке сопровождается их решением во внеурочной деятельности. Для усиления развивающего эффекта ученикам предлагаю освоение общих методов развития мышления, владение которыми помогает преодолевать психологическую инерцию. Внеурочные занятия можно использовать для решения межпредметных открытых задач. Интеллектуальные игры, в которых все задания носят открытый характер, позволяют выходить за рамки предмета и объединить всех участников образовательного процесса.

Экспертное заключение. Распространение опыта на региональном уровне.

Ф.И.О. эксперта Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», заведующий кафедрой креативной педагогики АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», советник РАЕ, главный редактор научно – методического журнала «Концепт».

Составляющие образования. Обучение.

Приложение 1. Требования к современному уроку.

Приложение 2. Структура урока в соответствии с НФТМ – ТРИЗ  Зиновкиной М. М.

Приложение 3. Задачи открытого типа.

 

Приложение 1.

Требования к современному уроку.

 

  • урок должен иметь мотивирующее на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы;
  • тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются учащимися;
  • учитель активизирует деятельность учащихся, организует проблемные и поисковые  ситуации;
  • урок должен быть развивающим;
  • минимум  репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • урок должен готовить ребенка к различным жизненным ситуациям.

 

Приложение 2.

Структура урока в соответствии с НФТМ – ТРИЗ Зиновкиной М. М.

 

Блок 1 – мотивация - представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, интересных фактов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.  Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления, или, как его называют, «эффект чуда».

Блоки 2 и 6 – содержательная часть - соединяют программный материал учебного  предмета с  системой заданий, направленных на развитие дивергентного, логического мышления, творческих способностей учащихся. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми.

Блок 3 – психологическая разгрузка - реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга,  через аутотренинг, через систему подвижно-эмоциональных игр, театрализацию и др.  Осуществляется релаксация за счет положительных эмоций, что служит хорошей эмоциональной разгрузкой для ребенка.

Блок 4 – головоломка - представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная идея. Это своеобразный тренинг учащегося по преодолению инерции мышления, развитию смекалки и создания всплеска положительных эмоций в результате её решения, появление уверенности в своих творческих возможностях. Решение головоломки требует от  ученика нетрадиционного поворота мысли.  Происходит развитие парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения. Кроме того, эта система головоломок пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес ребенка к исследовательской деятельности и, как следствие, интеллектуальную активность.

Блок 5  - интеллектуальная разминка - система заданий для подготовки к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации. Ценность данного компонента урока в том, что закрепляются способы умственной работы и  приемы, повышающие продуктивность мышления.

Блок 7 – компьютерная интеллектуальная поддержка – обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр – головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действия во внутренний.

Блок 8 – резюме – обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока.

Приложение 3.

Задачи открытого типа.

 

 

 

ЗАДАЧИ

Закрытые

(задачи из школьных учебников)

Открытые

(задачи, которые ставит перед нами жизнь)

условие

Четкое, конкретное, однозначное

Нечеткое, вариативное, противоречивое

решение

Существует алгоритм (способ) решения

Алгоритма нет

ответ

Единственный правильный ответ

Много правильных ответов

 

 

Структурные  элементы задачи

Виды открытости задач

Решаемое противоречие

Цель

Неоднозначность цели («нечеткая задача», «задачи, формулируемые по ходу решения»)

В жизни часто, встречаясь с проблемами, мы много времени тратим на то, чтобы определить для себя, какую именно цель достигать (проявление наивысшей степени свободы и активности человека). В школьной задаче цель для ученика поставлена заранее.

Условие

Неоднозначность условия («задачи с лишним или неполным условием», «неправильные названия»)

Такие задачи на уроках не встречаются, так как отбор условий, необходимых и достаточных для решения задачи выполнен авторами учебника или учителем. В жизни условия, в которых должна быть решена проблема, во многом остаются неопределенными.

Способ решения

Неоднозначность способа решения («творческая задача» в случае, если способ решения неизвестен и нужно его изобрести)

На уроках мы сначала изучаем способ решения определенного типа задач, а затем предлагаем задачи для его отработки. В жизни никто не говорит нам, каким способом нужно решать возникающие задачи. Появляется проблема выбора между различными возможными решениями.

Ответ

Неоднозначность ответа (открытость задачи в узком смысле)

В школьных задачах чаще всего получаем единственный правильный ответ. В жизненных проблемах вариантов бывает много, выбор остается за человеком.

Скачать материалы

Контакты | Прямая связь | Документы | Фотоальбом | Гостевая книга | Все отзывы Карта сайта | RSS
Математический креатив - сайт учителя математики Рычковой О.В. – учителя математики высшей квалификационной категории муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Кобра Нагорского района Кировской области.

© 2011-2017 Все материалы сайта http://matcreative.ru и их содержание являются собственностью Рычковой Ольги Валерьевны (кроме случаев, когда указано другое авторство) и охраняются законодательством Российской Федерации о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в том числе – об авторском праве и правах, смежных с авторскими).

Правила использования материалами сайта «МатКреатив»
Рейтинг@Mail.ru