МАТКРЕАТИВ.RU Сайт учителя математики
Рычковой О.В.
20 апр 2015

Информационная карта опыта.

Информационная карта опыта.

Тема "Интеграция математики с учебными предметами как средство формирования у обучающихся целостной картины мира".

Опыт включен в областной банк передового педагогического опыта, информационная карта размещена на сайте Института развития образования Кировской области (2013 г.).

Рычкова Ольга Валерьевна

Учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Кобра Нагорского района Кировской области

613257 Кировская область, Нагорский район, п. Кобра, ул. Школьная, д.13.

Телефон школы (883349) 7-22-38 Электронная почта [email protected] 89229321532

Должность учитель математики

Стаж работы 15 лет

Тема инновационного педагогического опыта

Интеграция математики с учебными предметами как средство формирования у обучающихся целостной картины мира.

Источник изменений

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы: самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостного восприятия получаемых в школе знаний.

Идея изменений

Интеграция школьных предметов дает ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей обучения как системы, учит с первых шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Решить задачу целостности обучения невозможно в рамках одного учебного предмета.

Концепция изменений

Актуальность

Идеи интеграции находят отражение в концепции современного школьного образования, их актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Это особенно важно для преподавания математики, методы которой используются во многих областях знаний и человеческой деятельности.

Новизна

Разработка интегрированных уроков и внеклассных занятий (авторское соединение содержания разных школьных предметов), использование современных педагогических технологий для реализации идей интеграции школьного обучения и способов практического применения знаний, формирования универсальных учебных действий у обучающихся.

Ожидания

У школьников будет сформировано:

- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и в окружающей жизни;

- умение применять изученные понятия, методы и результаты для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Повысится интерес школьников к знаниям и уровень сформированности универсальных учебных действий, развитие мышления и творческого потенциала учащихся.

Затруднения в реализации, риски.

Трудность проведения интегрированных уроков. Переход к межпредметным связям возможен только при наличии у школьников определенной базы знаний о внутрипредметных связях, иначе перенос знаний в другую ситуацию может быть поверхностным и механическим.

Условия реализации изменений

1). Достижение устойчивых положительных результатов использования интеграции – организация процесса обучения на основе активной познавательной и творческой деятельности учащихся. Это обеспечивается путем создания на уроке мотивационных условий и атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащихся, исследовательским характером работы учеников.
2). Владение учителем в определенной степени терминологией и содержанием других предметов.

Результат изменений

Использование содержания различных предметов в течение урока позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне, снижает утомляемость и перенапряжение, создает психологический комфорт. Развивается мышление, коммуникативные способности учеников, что выражается в повышении коммуникативной эффективности уроков. Активность школьников в исследовательской деятельности прикладного характера, использование математического аппарата для выполнения проектов социальной направленности, проектных и исследовательских работ по другим предметам (химия, экология). «Стирание» границ между школьными предметами придает учебным действиям универсальный характер, способствует эмоциональному восприятию материала, позволяет достичь внутренних позитивных личностных изменений учеников. Формируется система ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу обучения, своим результатам образовательной деятельности. Предметная интеграция способствует развитию универсальных учебных действий. Умение в проблемной ситуации увидеть математическую задачу и решить ее ученики показывают на других предметах, в окружающей жизни, в бытовой ситуации и на туристических слетах. Более целостное, осознанное восприятие теоретических знаний и умение применять их на практике (в жизни) учащиеся демонстрируют на конкурсах и конференциях.

Публикации (электронные)

- Использование математического аппарата на уроках экономики в школе.

Web-адрес публикации:http://nsportal.ru/node/505027

- Роль интеграции предметов в образовательном процессе: материалы Шестой Всероссийской конференции педагогов «Педагогический поиск», организованной Центром гражданского образования «Восхождение». Web-адрес публикации: http://www.civiledu.ru/p/konferencii.html

- Внеклассное занятие «Геодезические линии» (интеграция математики и географии)».

Web-адрес публикации: http://nsportal.ru/node/869486

Описание инновационного опыта учителя

Интеграция даёт целостное представление об окружающем мире и возможность гармонично развиваться личности. С учетом этого разработана система уроков и внеклассных занятий, включающая в себя разные направления и возрастные уровни. Эта система позволяет показать ученикам, насколько удивительна, заманчива и всесильна наука математика, какое широкое практическое применение она имеет.

1 направление – интеграция содержания предметов.

5-6 классы. Использование на уроках математики элементов содержания других предметов (литературы, русского языка, географии, искусства). Целевая установка: повышение интереса учащихся к предметам, использование содержания других предметов для создания ситуации включения на уроке математики и повышения мотивации школьников.

7-8 классы. Проведение интегрированных уроков совместно с другим учителем (химии, физической культуры, обществознания). Целевая установка:обеспечение более глубокого проникновения в суть изучаемого материала, обеспечение целостного восприятия изучаемых вопросов по данной теме.

9-11 классы. Изучение созвучных тем в разных предметах. Интегрируется как содержание, так и способы деятельности разных предметов (химия, обществознание). Совместная работа учителей разных дисциплин по подготовке дидактических материалов для учеников по использованию математического аппарата на разных предметах. Целевая установка: обеспечение условий для широкого использования знаний из разных дисциплин (углублённого осуществления межпредметных связей), повышение эффективности уроков по разным предметам посредством правильной актуализации математических знаний учащихся.

 Важное место в качественном проведении уроков играет “постановка” сценария. Его составляющие: деятельность учителя, форма организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем, деятельность учащихся по выполнению учебных заданий. Урок должен иметь четко сформулированные учебные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний из других областей. При планировании урока определяется оптимальная нагрузка на ученика различными видами деятельности.

При таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения, используемые на стыке предметов: беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез, значительное место отводится эвристическим (поисковым) методам.

2 направление – интеграция урочной и внеурочной деятельности (большие возможности по воплощению идей интеграции).

5-6 классы. В программу математического кружка включены интегрированные занятия. Целевая установка: пропедевтика изучения некоторых тем из других предметов (география, искусство).

7-8 классы. Интеграция математики с окружающей действительностью. Используются нетрадиционные формы работы: «математический поход», «уроки математического домоводства», привлекается краеведческий материал, придается занятиям философский характер. Целевая установка: демонстрация практического применения изучаемого материала.

9- 11 классы. Включение учащихся в исследовательскую деятельность прикладного характера, в том числе для реализации социально-значимых проектов с использованием математических знаний. Целевая установка: углубить межпредметные связи и показать аналог со связями межнаучными, организовать социальные пробы для старшеклассников.

Увеличивается доля активных форм на уроках и во внеклассной работе, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность.

Интеграция обучения позволяет применять различные педагогические технологии, в том числе личностно – ориентированные: технологию поддержки, технологию сотрудничества (создание ситуаций взаимного обучения, различных форм драматизации, творческих работ, позитивную оценку достижений, диалогичное общение). На основе интеграции можно осуществить деятельностный подход. Принцип единой картины мира в деятельностном подходе добавляет личностное отношение учащихся к полученным знаниям, а также умение применять их в своей практической деятельности.

Экспертное заключение. Распространение опыта на региональном уровне.

Ф.И.О. эксперта Маркова Валентина Ивановна, кандидат педагогических наук.

Составляющие образования. Обучение.

 

 
Контакты | Прямая связь | Документы | Фотоальбом | Гостевая книга | Все отзывы Карта сайта | RSS
Математический креатив - сайт учителя математики Рычковой О.В. – учителя математики высшей квалификационной категории муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Кобра Нагорского района Кировской области.

© 2011-2017 Все материалы сайта http://matcreative.ru и их содержание являются собственностью Рычковой Ольги Валерьевны (кроме случаев, когда указано другое авторство) и охраняются законодательством Российской Федерации о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в том числе – об авторском праве и правах, смежных с авторскими).

Правила использования материалами сайта «МатКреатив»
Рейтинг@Mail.ru